ЗАЗ 968А - уникальный стильный автомобиль, вершина линейки. Его называли "ушастый"(впрочем как и ЗАЗ 966 и 968), "сороковка" (в отличие от "тридцатки" (ЗАЗ 966)).
Отличался от 966 двигателем в 40 лошадиных сил.
А от 968 небольшими изменения внешности и внутренней отделки.
Изменен вид передок: вместо узкой фальшрешетки установлена стильная рельефная полоска
Убраны габаритные огни с боков кузова
Установлен замок зажигания с противоугонной блокировкой.
Изменена приборная панель.
Установлен складывающийся (безопасный) руль.
Установлены ремни безопасности на передних и задних сидениях.
Устанавливался один фонарь подсветки салона в центре, вместо двух на стойках.
Горловина бензобака спрятана под капот.
Особенности конструкции:
Полностью независимая подвеска, торсионно-рычажная спереди и на Y-образных продольных рычагах сзади.
Лучший легковой автомобиль по проходимости (до появления НИВЫ). Этому способствовал относительно большой дорожный просвет и удачная развесовка (над ведущим мостом находится мотор).
Благодаря заднему расположению мотора спереди было достаточно места для ног, правда садиться было не удобно, т.к. дверь было достаточно узкая.
Благодаря заднему высокому расположению трамблера и воздухозаборника автомобиль мог преодолевать водные препятствия до 1 метра глубиной.
Недостатки:
Повышенный шум передних колес из-за расположения арок в салоне и отсутствии шумоизоляции (как и в Хонда Цивик старых моделей, хотя "японский запорожец" это Ниссан).
Повышенный шум двигателя из-за воздушного охлаждения и неудачной системы выпуска, обусловленной задним расположением двигателя.
Ресурс двигателя был очень маленьким - V образное расположение цилиндров ухудшало балансировку, а контактно-маслянный воздушный фильтр обладал плохой очисткой.
Уникальным архаизмом был ручной насос омывателя ветрового стекла, который обычно ломался. Слева от руля был рычажок, резко потянув на себя можно было сделать один плевок водой из бачка в лобовое стекло.
В Запорожце в отличие от Жигулей серийно устанавливался фильтр тонкой очистки топлива и вакуумный регулятор угла опережения зажигания.
Печка автомобиля работала на бензине. Для подачи бензина а печку имелся штуцер на карбюраторе. Печка была настоящей: в камере сгорания горел бензин, зажигаемый специальной свечой. Многие автомобилисты редко включали печку экономя бензин.
Багажник - самое слабое место Запорожца, поэтому приходилось снимать переднее пассажирское сидение.
На заднем сидении места было больше (шире), чем в Москвиче, за счет отсутствия дверей.
Автомобиль хорошо подрывался на старте, благодаря низкооборотистостому двигателю. Он на старте обходил все серийные советские автомобили, однако при более высокой скорости он становился "тупой". Хорошо разгонялся до 60 км/ч, затем разгон замедлялся, а после 90 км/ч разгон был очень-очень медленным. Этим и обусловлен рекордно низкий показатель разгона до 100 км/ч - 32 секунды.
Относительно экономичен был двигатель, он на самом деле потреблял 6 литров на 100 километров, в отличие от последующей модификации 968М, особенно если учесть, что бензин А-76 стоил всего 30 коп (АИ-93- 40 коп). Итого 1 рубль 80 копеек за 100 км.
Хорош был при лобовом ударе, из-за отсутствия спереди двигателя. Я сам видел запорожцы сбивавшие толстые столбы, без ущерба для водителя, хотя для водителя Жигулей - это смерть.
Кстати радиатор в моторе запорожца есть, правда это радиатор масла.
И термостат есть, правда он изменяет направление потока воздуха.
| ЗАЗ 968, ЗАЗ 968А, Jalta (экспорт) |
| Производитель | завод "Коммунар",г.Запорожье,УССР |
| Годы производства | 1974-1979 |
| Предыдущая модель | ЗАЗ 968 |
| Следующая модель | ЗАЗ 968М |
| Тип кузова | Купе (двухдверный седан) 4 места |
| Компоновка | заднемоторная, заднеприводная |
| Двигатель | МеМЗ-968 |
| Производитель | Мелитопольский моторный завод |
| тип | карбюраторный |
| Конфигурация | V4 |
| Рабочий объём | 1197 см3 |
| Максимальная мощность | 40 л.с при 4200 об/мин |
| Цилиндров | 4 |
| Клапанов | 8 |
| Диаметр цилиндра | 76 мм |
| Ход поршня | 66 мм |
| Степень сжатия | 7,2 |
| Применяемое топливо | Бензин А-76 |
| Система питания | Карбюратор К-127 |
| Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
| Расположение распредвала | нижнее |
| Длина | 3765 мм |
| Ширина: | 1490 мм |
| Высота: | 1425 мм |
| Минимальный дорожный просвет: | 190 мм |
| Колёсная база: | 2160 мм |
| Колея передняя: | 1220 мм |
| Колея задняя: | 1200 мм |
| Передний угол свеса: | 39° |
| Задний угол свеса: | 30° |
| Наименьший радиус поворота | 5,3 м |
| Масcа: | снаряжённая-800 кг полная-1100 кг
|
| Разгон до 100 км/ч | 32 с |
| Максимальная скорость | 118 км/ч |
| Контрольный расход топлива* | 5,9 л/100 км |
| Цена (1979 г.) | 5000 рублей (СССР) |
*Контрольный расход топлива измеряется при постоянной скорости 90 км/ч на идеально ровной дороге с ровным асфальтобетонным покрытием, пустым багажником, водителем и 1 пассажиром на переднем сидении, при полном отсутствии ветра и выключенных электроприборах.
Выпускались модификации с более мощными двигателями:
1. С карбюратором ДААЗ 2101-20 (Карбюратор от "жигулей",
приспособленный для мелитопольского двигателя).
отличия:
Мощность двигателя 45 л.с. (4400 об/мин)
максимальная скорость 123 км/ч
контрольный расход топлива 8 л/100 км
2. Форсированный с карбюратором ДААЗ 2101-20.
отличия:
Мощность двигателя 50 л.с.(4500 об/мин)
Степень сжатия 8,4
максимальная скорость 125 км/ч
Топливо: бензин АИ-93
контрольный расход топлива 8 л/100 км